Научная статья: «Правовое регулирование авторских прав профессиональных фотографов в России: некоторые проблемные аспекты»

v_obektiveВсё чаще газетные полосы пестрят новостями о плагиате, воровстве и прочих нарушениях авторских прав, причём, ситуация с течением времени всё больше усугубляется. В средствах массовой информации нередки сообщения об обнаружении плагиата в диссертациях, научных материалах, а также особенно в Интернете [8]. В частности, комиссия Минобразования РФ выявила плагиат в диссертациях Московского педагогического государственного университета: “Проверка показала низкую уникальность текстов, в 24 научных работах авторы ссылаются на несуществующие источники. Были обнаружены диссертации, в которых объём некорректных заимствований доходит до 90 % текста” [7]. И, наверняка, знакомая всем, когда — либо обучавшимся в учебных заведениях ситуация, когда друзья – студенты хвастаются написанной за три часа курсовой, целиком и полностью составленной из текстов работ других людей… Именно поэтому чрезвычайно актуально исследование проблем авторского права. А личный профессиональный интерес журналиста, занимающегося ещё и фотографией, вызвал интерес к проблемам соблюдения авторских прав фотографов на территории Российской Федерации.

В связи с широкой распространённостью нарушений авторских прав и представление чужого труда за свой, сложностями, возникающими при защите прав авторов, большинство из них не отваживаются отстаивать свои права. Главная причина такого положения дел заключается в слабой юридической грамотности людей творческого труда, не позволяющей им качественно обосновать свою позицию, а средств на оплату юриста, специализирующегося на вопросах защиты авторских прав, они не имеют. Кроме того, расходовать своё драгоценное время и нервы на судебные разбирательства они, к сожалению, не готовы. Именно поэтому и процветает плагиат в современной российской действительности

Анализ законодательства Российской Федерации, а также существующих нарушений авторских прав фотографов направлен на оказание реальной помощи им по защите их прав.

Правовые основы защиты права каждого заниматься различными видами деятельности, в том числе и профессионально творческой деятельностью вытекают из норм Всеобщей декларации прав человека, предусматривающей за каждым человеком, независимо от его местонахождения, право на признание его правосубъектности [1, ст. 6], “свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ” [1, ст. 19]. Основными положениями Всеобщей декларации прав человека, защищающими интересы творческих личностей, являются положения ч. 2 ст. 27, предусматривающей право каждого “на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является” [1, ч. 2 ст. 27] и право на “эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом” [1, ст. 8]. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации, при осуществлении своих прав и свобод люди могут подвергаться ограничениям, установленным законом “исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе” [1, ч. 2 ст. 29]. Аналогичные положения имеются в Европейской конвенции о защите прав человека [2, ст.ст. 6, 10, 13], а также в Конституции Российской Федерации [4, ст.ст. 2, 7, 19, 29, 45, 46, 48]. Россия признает права человека на собственность, в том числе, интеллектуальную, на свободу распространения информации в рамках закона, свободу слова, выражение мыслей, право человека на защиту в суде, также на получение юридической помощи при возникновении спорных ситуаций.

Подробная регламентация вопросов регулирования авторских прав фотографов в России даётся в части 4 Гражданского кодекса РФ [6]. Согласно ст. 1257 ГК РФ, автором “произведения науки, литературы или искусства признаётся гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное”, причём, в список объектов авторских прав входят как “произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения”, так и “фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии …” [6, ст.ст. 1257, 1259]. Авторство и имя авторства охраняются бессрочно [6, ст.ст. 1228]. Таким образом, законодательство государства признаёт фотографов авторами созданных произведений и готово при нарушении авторского права защитить их в суде.

Практике знакомы различные случаи нарушения авторского права: выдача авторских фотографий за свои чужими лицами, корректировка и продажа фото без согласия автора и другие. Каждый случай индивидуален, и подобрать универсальный алгоритм решения проблемы сложно, но существуют моменты, о которых должны знать фотографы для облегчения доказательства авторства. Если же разрешить ситуацию мирным путём с нарушителями не удалось и пришлось обращаться в суд, первым делом необходимо представить доказательства авторства — снимок сделан именно лицом, претендующим на право авторства. Согласно ГК РФ правообладатель “для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы “C” в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения” [6, ст. 1271].

Казалось бы, поставил знак охраны – обозначил авторство. Но не стоит забывать о ситуациях, в которых сторона, присвоившая себе чужое произведение, настаивает на своей правоте и не желает признавать авторство истинного фотографа. В этом случае желательно произвести экспертизу на доказательство авторства (заказывается независимой организации) и предоставить её результаты в судебное заседание. Доказательством авторства снимка будет также наличие свидетелей, подтверждающих факт съёмки, фотоаппарата с содержанием снимка и электронного носителя с исходным размером фото. Легче обосновать авторство будет, если фото сделаны в формате RAW (содержит максимальную информацию о снимке). Следует перед началом творческого пути подготовить камеру, имеющую возможность подтверждения факта авторства — занести данные о себе (желательно ФИО, ссылку на собственный сайт, паспортные данные), нежелательно использовать псевдоним; выставить данные даты и времени, а также другие данные, помогающие установить личность фотографа.

Хорошим способом доказать авторство является наличие разрешённой публикации спорной фотографии в газетах, журналах и иных изданиях, выставление фотографии на выставке, её участие в конкурсе. В наше время, благодаря экспертизе, реально определить примерное время печати фото, следовательно, установить временный приоритет – приоритет обладания снимка. Печать фото в большом формате (например, 20 х 30) сразу же после акта съёмки – ещё одно вещественное доказательство авторства в суде. Существуют менее эффективные и не до конца подтверждающие авторство способы: регистрация произведения у нотариуса и получение нотариального удостоверения и “регистрация” авторских прав в организациях по коллективному управлению авторскими правами. В случае успешного доказательства авторства снимка, фотограф может потребовать от нарушителя компенсацию за причинённый ущерб в рамках закона.

Банальнейшие ситуации незаконного присвоения авторства на фотографии встречаются во всех странах мира. Нормативные акты, используемые при этом, зависят лишь от того, где совершено нарушение прав. В России, автор произведения может обосновать свои требования ссылкой на ст. 1266 ГК РФ, согласно которой “не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения)…”[6, ст. 1266]. В ГК РФ предусматривается право автора “требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от 10000 рублей до 5000000 руб. либо в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения” [6, ст. 1301]. Таким образом, фотограф может эффективно защищать свои авторские права.

Представляется чрезвычайно важным для государств не только иметь глубоко продуманные нормативные акты в области авторского права, но и в доступной форме научить людей, занимающихся интеллектуальными видами творчества, ими пользоваться. Для этого следует проводить изучение нормативных актов до начала ведения той или иной деятельности. Например, если человек в дальнейшем собирается стать писателем, фотографом, научным деятелем, перед началом творческой деятельности он должен пройти курсы по изучению авторского права, что поможет повлиять на соблюдение требований по защите прав на интеллектуальную собственность и решении проблем, связанных их нарушением. Изучив программу курса, начинающий сможет не только легко ориентироваться в своих правах и обязанностях, но и защитить свою интеллектуальную собственность от плагиата, а также сможет осторожно относиться к правам других авторов. Пожалуй, подобный аспект стоило рассмотреть подробнее и внести в законодательные нормы страны.

Автор: Пайвина Т.А.

Эта запись была написана в Понедельник, 28 сентября, 2015 в 15:19 и опубликована в Новости. Вы можете следить за комментариями через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий, или отправить трекбэк со своего сайта.