Детское объединение «Ажурная лоза»

OLYMPUS DIGITAL CAMERAРуководитель детского объединения «Ажурная лоза» — педагог дополнительного образования Овчинникова Любовь Родионовна.

Работает в ДДЮ «РИТМ» с 2011 г. Общий стаж педагогической работы более 40 лет.

Образование: Высшее, Челябинский государственный институт

Образовательная программа: 

«Ивовые кружева» художественная адаптированная 3 года (144 ч.) 9-20 лет

Форма обучения: очная.
Обучение бесплатное.
Язык обучения: русский.

В процессе обучения реализуется программа «Ажурная лоза», рассчитанная на 2 года.

Время становления национального прикладного искусства России  уходит в глубины веков. Археологические находки и древние письменные источник свидетельствуют о существовании на Руси многочисленных ремесел, отличавшихся высоким техническим и художественным уровнем изделий.

Одно из существенных качеств русского народного искусства и народного творчества – стабильность его главных принципов, основанных на связи человека с природой и его историческим духовным прошлым.

Повсюду на протяжении русской истории среди разнообразных ремесел встречается  и лозоплетение, история развития которого богата и своеобразна. Это объясняется огромной ролью дерева в русской истории и жизни. Нельзя не подчеркнуть влияние русского леса на бытовой уклад наших предков. Во все времена лес, начиная с тоненького ивового прутика, до неохватных дубов и вековых сосен встречал человека при появлении на свет и безотлучно сопровождал его через все этапы и возрасты жизни. Все шло из леса: зыбка младенца и первая лапотная обувка, банный веник в качестве «универсального» лекаря и звонкая балалайка, певучая свирель для душевной услады и лучина на девичьих посиделках, расписная свадебная дуга с валдайским колокольчиком и даровые грибы, орехи, плоды, ягоды, охотничья удача и душистая ветка черемухи.

Обилие лесов позволяло всегда иметь дерево под рукой, а удивительные природные качества древесины всегда привлекали к нему умельцев, щедро вознаграждая трудолюбие и изобретательность мастеров.

1Лес, несомненно, оказывал большое воздействие и на формирование характера русского человека, его эстетических и нравственных взглядов, художественных вкусов и моральных устоев. Под влиянием леса складывались лучшие черты русских: душевная простота и доброжелательность, поэтичность и сердечная мягкость, отзывчивость и человеколюбие, и в то же время несгибаемая воля, отвага, мужество в труде и ратных подвигах.

Кроме того, любое народное ремесло  является частью исторического и культурного развития человечества. Зародившись еще в глубокой  древности, ремесло было тесно связано с чудом, и любые действия, связанные с преображением материала, приобретали символический смысл, совершались в процессе ритуала. Много позднее, в крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших – к детям, в процессе непосредственного наблюдения и показа.

В настоящее время, в условиях городской цивилизации такая преемственность прервалась. Сохранить традицию, восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта в какой–то мере также поможет эта программа.

В ходе реализации программы ремесло лозоплетения представляется не просто, как комплекс приемов и способов художественной и технологической обработки материала, но и как один из путей достижения внутреннего гармоничного единства человека с миром, полноты бытия.

В настоящее время наблюдается интерес к народной художественной культуре, народному искусству. В то же время развивается и фальсификация духовных ценностей, имитация народного художественного творчества.

Важнее всего сейчас — уберечь от этого детей и подростков, стараться обогатить их растущий социальный опыт правильным пониманием основ народного искусства, народной художественной культуры. Для этого необходимо передать подрастающему поколению  соответствующие научные представления, теоретические знания и практические умения.

Обучающиеся детского объединения – постоянные активные участники городских и внутриучрежденческих выставок и конкурсов.